Браманте Донато

Браманте (Bramante) ДонатоБРАМАНТЕ (Bramante) Донато [настоящие имя и фамилия - по отцу Донато ди Анджело ди Антонио ди Ренцо (di Angelo di Antonio di Renzo); по матери и отцу - Донато ди Паскуччо д’Антонио (di Pascuccio d’Antonio)] (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно - 11.4.1514, Рим), итальянский архитектор, живописец, поэт. Начав как живописец, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан; фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане; роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола - ныне в галерее Брера). В архитектурном творчестве испытал воздействие Л. Б. Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. В 1472-99 годах Браманте находился на службе у герцога Лодовико Моро в Милане, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и математическими работами Л. Пачоли. В этот период определились основные интересы Браманте, связанные с созданием центрического храмового здания и формированием языка архитектурных форм, основанного на античных образцах. Для его произведений характерно также использование полихромии и скульптурного декора, придающих поверхности стен светотеневую подвижность. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года; Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф; создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста); строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы; все - в Милане). Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года).

Реклама

В 1499 году Браманте переехал в Рим, где его творчество приобрело зрелость и большую масштабность. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения - храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). Являясь образцом идеального купольного храма, окружённого по примеру античных ротонд колоннадой, здание имело не только мемориальное, но и символическое значение. В нём Браманте использовал систему пропорциональных отношений, подчёркивающих взаимосвязь центрического плана, целлы, барабана и полусферы купола. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. До конца жизни он занимался строительством нового собора Святого Петра, задумав его как величественное центрическое здание над могилой апостола. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. В углах креста Браманте предполагал возвести купольные капеллы, а на западном фасаде - 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архитектурных масс к центру; композиционной доминантой собора должен был стать купол. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана - Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио.

Из поэтических произведений Браманте известно около 20 сонетов на религиозные, любовные и юмористические темы.

Лит.: Förster О. Н. Bramante. Мünch., 1956; Bonelli R. Da Bramante а Michelangelo. Profilo dell’architetture del Cinquecento. Venezia, 1960; Bruschi А. Bramante architetto. Bari, 1969.

В. Д. Дажина.